facebookVKontakteTelegramDzen


«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20)
Председатель ФХУ согласовал Архитектурно-градостроительное решение храма в 3-м Нижнелихоборском проезде
13.06.19

Председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий согласовал Архитектурно-градостроительное решение храмового комплекса с храмом праведного Алексия Московского в Тимирязевском. Адрес: г. Москва, САО, 3-й Нижнелихоборский проезд, вл. 1.

Архитектор: Сергей Владимирович Борисов. Проектировщик: ООО «Сапрыкин и Пузырева».

«Образно-художественное решение храмового комплекса основано на отечественной архитектуре первой трети XVII века, связанной с возрождением России после нестроений Смутного времени и разорений польско-литовского нашествия, — рассказывает архитектор Сергей Владимирович Борисов. — Характерной особенностью указанного периода является сочетание традиций XVI века, восходящих к строгой древнерусской архитектуре с некоторыми «итальянизмами» годуновского времени, и нарождающегося жизнерадостного кирпичного узорочья середины XVII столетия. Обращение к московской архитектуре обусловлено несколькими факторами, в числе которых размещение комплекса вблизи основной железнодорожной магистрали, связывающей две исторические столицы России. Таким образом, храм является своеобразными «воротами», встречающими въезжающих в Москву и транслирующими вовне ее исторический и культурный код».

Отметим и посвящение храма праведному Алексию, московскому старцу, жившему в начале XX века. «Его жизнеописание говорит нам о теплом отношении святого к «народным» сословиям с их традиционным укладом и взглядами, в том числе, на искусство и известной настороженности по отношению к современным на то время мировоззренческим тенденциям модерна и символизма среди образованных слоев российского общества», — отмечает архитектор.

Храмовый комплекс образован двумя различными по функциональному наполнению зданиями, составляющими единую объемно-пространственную композицию, где приходскому дому отведена подчиненная роль. Храм является квадратным в плане объемом, образованным центральным четвериком, двумя приделами и галереей, расположенной в западной части. При компактности плана объем здания асимметричен и живописен, что решено за счет придания различной высоты приделам и размещения в северо-западной части колокольни и лестницы-всхода на второй этаж галереи.

Завершения главного четверика и южного придела вместе с восьмигранным шатром колокольни образуют диагональ основного планировочного квадрата храма, что обусловлено наилучшими видовыми точками при проезде по Октябрьской железной дороге.

Приходской дом, при незначительной площади застройки, развит по вертикали, что роднит его с жилыми палатами XVII века с характерным динамичным силуэтом. Эркерные консольные выпуски в плане второго этажа приходского дома, находящиеся на высоте более 4500 мм от уровня земли, разнообразят композиционное решение здания, являясь своеобразными реминисценциями средневековой архитектуры.

При пластически разработанном объеме здания храма его декоративные элементы скромны, ограничены по номенклатуре и не представляют сложности при строительстве. Применены ряды поребриков и арочек на барабанах глав и апсидах, ниши со слабовыраженными килевидными наличниками в обрамлениях окон. Декоративные кокошники в завершениях главного и придельного четвериков в сочетании с простыми четырехскатными крышами не препятствуют водоотводу и уборке снега в зимний период.

Аналогичные храму архитектурно-декоративные решения, в упрощенном виде, применены в здании приходского дома. Цветовыми акцентами на фасадах являются мозаичные иконы, расположенные на значимых в смысловом отношении участках плоскости стен.

Наиболее крупный объемный элемент храма — основной четверик, по каждой из сторон которого расположены открывающиеся в интерьер открытые трехчастные аркады, в восточной части становящиеся арочными нишами. Южный придел, как и главный четверик, — цельные двухсветные пространства, тогда как северный придел является двухэтажным, разделенным по высоте перекрытием. Указанное решение интерьера, обусловленное функциональными особенностями храма, создает динамичную композицию соподчиненных пространств.

 
© 2012 Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы»
Разработка сайтов: Alekcandrina.ru