facebookVKontakteTelegramDzen


«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20)
Паломничество в святую псковскую землю
10.02.15

С 6 по 9 февраля по благословению Первого викария Святейшего Патриарха митрополита Истринского Арсения, управляющего Центральным и Южным викариатствами, группа прихожан строящегося храма Живоначальной Троицы в Чертанове во главе с настоятелем протоиереем Константином Сопельниковым совершила паломническую поездку по святым местам древней псковской земли. Участниками путешествия стали преподаватели и учащиеся Православного центра непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского, преподаватели Основ православной культуры района Чертаново Центральное и врачи из Психоневрологического интерната №30. Всего в паломничество отправилось 45 человек.

Рассказывает протоиерей Константин Сопельников:

- Первым встретил нас на пути восстановленный золотыми руками российских мастеров Крыпецкий монастырь. Чтобы полюбоваться резным иконостасом Иоанно-Богословского собора с наилучшей позиции, мы поднялись на хоры.

В обители всего около 30 монахов, которые несут свое нелегкое послушание по возрождению святыни и окормлению окрестных жителей. Здесь рады паломникам и приглашают их потрудиться во Славу Божию в любое время года (см. паломнический центр на сайте монастыря).

С XV века Крыпецы славятся своим святым источником преподобного Саввы Крыпецкого. Мощам преподобного, покоящимся в нижнем приделе Иоанно-Богословского собора, приезжают поклониться люди со всей России. Здесь же стоит рака с мощами последнего из крыпецких старцев - преподобного Корнилия, который незадолго до своей кончины в 1903 году предсказал разорение монастыря и его последующее возрождение: «Обитель наша станет Лаврой».

Похоже, слова блаженного Корнилия начинают сбываться!

Знакомство с древним Псковом начинается с его административного и религиозного центра, который носит название Довмонтова города в честь почитаемого псковитянами князя Довмонта. «Псковские Помпеи», как часто называют Довмонтов город, несколько столетий были погребены под глубоким слоем земли. И только в 60-е годы XX века, после раскопок и реставрации фундаментов церквей, история Довмонтова города стала оживать.

Среди уникальных находок археологов - чудом сохранившиеся, истинно псковские по манере письма фрески XIV-XVI веков. Теперь, восстановленные по крупицам, эти фрески заняли почетное место в коллекции Государственного Эрмитажа.

Век за веком ансамбль древнего псковского Кремля возводился как образ и подобие небесного Иерусалима. И Довмонтов город был частью этого грандиозного замысла.

На вечевой площади нас догнала многодетная семья наших прихожан, по оплошности опоздавшая на поезд и пустившаяся вдогонку окольными путями! Как радостна и символична была эта встреча на месте народных сходок древности, у колыбели «русской модели демократии»!

Время «Псковской Вольницы» было поистине золотым веком в истории Пскова, когда во всем блеске проявилась самобытность псковской школы иконописи и зодчества, процветали торговля, ремесла и искусство. Псков сделался одним из самых сильных, вольнолюбивых и прекрасных городов не только средневековой Руси, но и всей Европы.

Еще в XIII веке читаем в одной из немецких хроник: «Этот город так обширен, что его окружность обнимает пространство многих городов, и в Германии нет города, равного Пскову».

Неприступная крепость, толщина стен которой достигала 5-6 метров, надежно защищала Русь от набегов с запада. Сторожевые башни хранят свои тайны до сих пор...

Троицкий собор — главный храм Пскова и псковской земли.

Ныне существующий Троицкий собор — уже четвертый на этом месте. Первый храм, по преданию, был сооружен по повелению святой равноапостольной княгини Ольги в середине X века. В соборе хранится ее прекрасная икона, восходящая к нестеровским росписям во Владимирском соборе Киева, писаная наместником Псково-Печерского монастыря архимандритом Алипием (Вороновым) в 50-60-е годы ХХ века.

В соборе мы смогли приложиться к мощам псковских святых: Всеволода-Гавриила, Довмонта, юродивого Николки Салоса и игумена Иоасафа Снетогорского.

Искусство псковских зодчих прославило их малую родину и в столице. Это знаменитый на весь мир собор Василия Блаженного на Красной площади.

Сегодня псковская земля славится, прежде всего, Свято-Успенским Псково-Печерским мужским монастырем. Помолившись за вечерним богослужением в Михайловском храме, воздвигнутом в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года, благоговейные паломники причастились Святых Тайн в Успенском пещерном храме. Литургию возглавил духовник монастыря архимандрит Таврион в сослужении братии монастыря (и протоиерея Константина Сопельникова – Ред.).

По традиции монастыря после службы мы проследовали в Богозданные пещеры, посещения которых с трепетом ждут все приходящие в обитель…

Таинственный подземный город, на сотни метров уходящий в недра Святой горы, хранит в своих пещерах мощи великих святых, к которым в 2006 году присоединился всеми любимый старец и учитель православного русского народа архимандрит Иоанн Крестьянкин.

Все, кто приезжает в Псков, непременно заворачивают в древний Изборск. Наша группа не стала исключением. При посещении святых источников двенадцати Апостолов и незамерзающего лебединого озера пасмурный день вдруг просветился ярким солнцем, и грациозные птицы затрещали крыльями, обещая скорую весну!

…Седая старина касается наших лиц влажным ветерком со стороны Чудского озера, питаемого теми же чистыми ключами, что и озеро Псковское с крошечным островом Талабск (более известным как Залит) – вечными и неиссякаемыми источниками русской силы и русской святости…

Последняя точка на паломническом пути – Мирожский монастырь, где нас ожидало знакомство со Спасо-Преображенским собором и его уникальными византийскими росписями XII века, выполненными неизвестными выходцами из Греции. Уникальность фресок — в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции и полноте сохранившегося комплекса росписей. Стиль письма не имеет хронологических аналогов в России и напоминает византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века.

На прощанье хозяева накормили нас сытным обедом и проводили напутственной молитвой… Да, пора, пора домой, где накопились неотложные дела, а воспоминания никуда не уйдут, мы их будем еще долго перебирать вместе и порознь, и слушатели найдутся!

Слава Богу за все!

 
© 2012 Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы»
Разработка сайтов: Alekcandrina.ru